Механизм хозяйственной реформы

Механизм хозяйственной реформы
Механизм хозяйственной реформы

Механизм хозяйственной реформы, так же как и механизм ценообразования, еще недостаточно отработан для того, чтобы прибыль могла стать определяющим показателем плана. Решение задачи наиболее полного удовлетворения спроса населения предполагает использование всех средств, имеющихся в распоряжении планомерно развивающейся экономики. К ним относится централизованное решение отдельных товарных проблем силами соответствующих министерств или же через механизм народнохозяйственного плана. Средствами централизованного воздействия на объем и структуру производства предметов потребления являются: целевое выделение сырья, материалов, оборудования, включая их импорт; выделение целевых капитальных вложений на организацию производства товаров, являющихся дефицитными; установление в народнохозяйственном плане (или в целевых решениях) заданий по производству конкретных видов товаров. Примером подобного рода решений является постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по обеспечению дальнейшего развития производства товаров массового спроса», принятое в 1971 г. Этим постановлением утверждены задания на 1971 —1975 гг. по производству различных товаров народного потребления и определены соответствующие материальные ресурсы для обеспечения этого производства.

 

Целесообразно и впредь с учетом складывающихся соотношений между спросом и предложением и в целях преодоления узковедомственных тенденций отдельных предприятий, пытающихся ограничивать выпуск нужной населению, но невыгодной для предприятий продукции, иметь подвижную номенклатуру товаров народного потребления, по которым устанавливаются задания по производству либо в системе народнохозяйственных планов, либо Госпланом СССР, либо министерствами и ведомствами.

 

К числу средств централизованного воздействия на производство предметов потребления относятся также стимулирование оплаты труда, образование фондов материального поощрения, выдача целевых льготных кредитов банками, пересмотр оптовых цен, установление расчетных цен, а в некоторых случаях (без ущерба для реальных доходов населения) и розничных цен.

 

С другой стороны, совершенно очевидно, что невозможно все товарные проблемы разрешать путем установления заданий в народнохозяйственном плане или даже в планах министерств и ведомств. Наиболее оперативным, универсальным и практически доступным средством согласованного определения объемов и структуры .производства товаров народного потребления между предприятиями-производителями и торговыми организациями являются хозяйственные договоры.

 

Лишь на основе комплексного подхода — сочетания централизованного планирования и системы хозяйственных договорных отношений могут успешно решаться взаимосвязанные проблемы производства и реализации товаров народного потребления и удовлетворения спроса на них с учетом проведения политики стабильных розничных цен на товары.

13.01.2012 00:00
Просмотры: 1344
Поделиться:

Читайте также:


Опрос

Сколько вы тратите на рекламу своего сайта?

Реклама