Экономическая эффективность

Экономическая эффективность
Экономическая эффективность

Может возникнуть и такая проблема: экономическая эффективность, в том числе и торговли, должна выражаться через какой-то единый, сквозной для всей экономики показатель, призванный в процессе текущей хозяйственной деятельности оказывать воздействие на более рациональное ведение хозяйства, не вступая при этом в противоречие с главной целью, поставленной перед социалистическим производством, перед советской торговлей, а наоборот, способствуя наиболее полному осуществлению этой главной задачи. Некоторые экономисты называют таким универсальным показателем прибыль (в форме, например, массы прибыли, соотнесенной к основным и оборотным фондам), другие предлагают соотносить прибыль ко всем используемым ресурсам, включая трудовые и природные ресурсы, участвующие в торговом процессе. Сторонники этой точки зрения считают, что показатель прибыли способен наиболее полно отражать деятельность торговых организаций и .синтезировать влияние таких факторов, как объем и структура товарооборота, издержки обращения, производительность труда, уровень организации торговли и качество управления ею, что он может служить оценкой вклада, который торговля вносит в достижение конечной цели социалистического производства.

 

Нельзя отрицать весьма важного значения прибыли в качестве средства более эффективного хозяйствования, тем более когда прибыль попадает в распоряжение всего общества, а не отдельных лиц. Вопрос заключается не в отрицании существования категории прибыли, а в характере ее присвоения, кому она достается, в чьих интересах используется. Суть в том, что следует взвешивать последствия взаимодействия всех экономических категорий и учитывать возможные отрицательные результаты от ничем не ограниченной погони за получением прибыли в ущерб интересам общества в целом, поставленным им главным целям.

Нам представляется, что для такой специфической отрасли, как торговля, показателем эффективности и вносимого ею вклада в достижение конечной цели должно являться наиболее полное удовлетворение платежеспособного спроса населения.

 

Сказанное вовсе не означает, что умаляется роль и значение прибыли как важного условия бесперебойного функционирования торговли. Правильное установление необходимых размеров прибыли важно для того, чтобы обеспечивалась и общая, и потоварная, и территориальная нормальная (для каждого периода) рентабельность торговли, чтобы были восполнены рациональные расходы торговли, образованы источники для формирования оборотных средств, укрепления материально-технической базы торговли, материального поощрения работников.

 

Но дело не только в различии точек зрения по этому весьма важному и принципиальному вопросу. Прежде чем реализовать предложение о превращении показателя прибыли в универсальный критерий оценки деятельности любого хозяйственного объекта, должен быть усовершенствован механизм ценообразования как в промышленности, так и в торговле. Для этого нужно, чтобы обеспечивалась нормальная рентабельность производства и реализации всех видов продукции, чтобы отпало деление на выгодную и невыгодную для предприятия продукцию. Это деление связано, кстати, не только с уровнем прибыли, но и с тем или иным уровнем трудоемкости, материалоемкости, являющихся важными элементами плановых расчетов производительности труда и материально-технического обеспечения планов производства. Должны быть созданы стимулы для своевременного обновления ассортимента, чтобы без каких-либо задержек снималась с производства устаревшая, не пользующаяся спросом продукция и быстрее осваивалась более совершенная продукция.

13.01.2012 00:00
Просмотры: 1372
Поделиться:

Читайте также:


Опрос

Сколько вы тратите на рекламу своего сайта?

Реклама